С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий комплекс изменений в организацию и осуществление государственного земельного надзора.

Внесёнными в статью 71 Земельного кодекса Российской Федерации изменениями установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Установлены права должностных лиц органов государственного земельного надзора. С учётом предмета проверок определены особенности организации и проведения проверок соблюдения земельного законодательства. Порядок разработки и утверждения плана проведения проверок будет установлен в положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Установлены случаи проведения внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.
Одним из ключевых нововведений в Земельный кодекс является Административное обследование объектов земельных отношений. Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьёй 72 Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время на рассмотрении проект федерального закона, предусматривающий совершенствование состава нарушений земельного законодательства, а также новый подход к назначению размера административного штрафа – в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении которого допущено нарушение. Это позволит дифференцировать административные штрафы в зависимости от площади и вида использования земельного участка, экономических потерь, возникающих от незаконного использования объектов земельных отношений.
По возникающим вопросам вы можете обратиться в Управление Росреестра по Республике Алтай по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 83/2 или по телефонам: 8-963-198-36-37, 8 (38822) 4-77-52, 4-77-54.