Город Горно-Алтайск
город Горно-Алтайск

Официальный портал
муниципального образования
«Город Горно-Алтайск»

Горно-Алтайск

Организации и предприятия

Родился в 1938 году в Аткарске Саратовской области. Учился в Саратовском художественном училище, а также на художественно-графическом факультете Омского пединститута. Является одним из организаторов детской художественной школы в Горно-Алтайске, восемнадцать лет работал ее директором. Создал около сотни картин. Участвовал в многочисленных республиканских, зональных, всероссийских выставках. С 2006 по 2008 годы был председателем Союза художников Республики Алтай.

 Глядя на эти картины, понимаешь, что их автор из тех художников, которых в первую очередь волнуют люди, их взаимоотношения, место в социальной жизни, что это живописец, не витающий в облаках, не обитающий «в башне из слоновой кости», а тесно соприкасающийся с реальностью и стремящийся оказывать влияние на нее. Он живет здесь и сейчас, его интересует все, что происходит с нами. И, наверное, не случайно творческая судьба Вячеслава Костина неразрывно связана с педагогической работой.

 Потребность поделиться

- Вячеслав Николаевич, вы преподаете детям такие предметы как рисунок, живопись, композиция, лепка. Но можно ли научить творчеству, вдохновению?

- Я убежден в одном – НЕ художник НЕ может ничего дать детям. Но, конечно, не каждый художник может быть хорошим педагогом. Должна быть какая-то особая черта в характере, потребность поделиться. Поделиться удовольствием от процесса творчества. Когда каким-то образом тяга творить и потребность передать свой опыт соединяется – рождается педагог. И порой почти совсем не волнуют вопросы, станет ли ученик художником – просто интересен сам процесс обучения.

- Известно, что художественная школа в Горно-Алтайске была открыта в 1969 году с вашим непосредственным участием.

- Да, я тогда был здесь одним из немногих профессиональных художников. Приехал в Горный Алтай, прочитав в «Литературной России» очерк о нем. Романтика... Была молодость, большая жажда деятельности. Но здесь оказались действительно прекрасные места. Вообще-то собирались открывать художественное училище, но не нашли подходящего здания. Школа тоже долго «мытарилась» с помещением, не было крыши над головой. Теперь это уважаемое образовательное учреждение, в котором учились Владимир Ельников, Сергей Дыков, Амыр Укачин... Да через нее прошли считай все художники из молодых, что состоят сейчас в Союзе. Но тогда, вначале, я проработал в школе всего два года. Мне предложили стать директором художественной оформительской мастерской, которая занималась оформительскими работами для всей области, и я согласился. В ней работали 24 художника. Каждое лето мы уезжали в Кош-Агачский район и там писали картины. А потом как-то быстро все «погасло» с приходом перестройки, мастерские исчезли. В 1985 году я вернулся в школу и почти 20 лет работал ее директором.

Школа считались престижной. Выпускные экзамены дети ездили сдавать в Барнаул, и отношение к выпускникам было очень строгое. Устраивалась экспозиция их работ, комиссия из представителей Барнаульского художественного училища и краевого отдела культуры экзаменовала детей. В общем, планка была поднята высоко. Но я бы не сказал, что подготовленность нынешних детей ниже – уровень развития молодежи в целом повысился. К сожалению, у школы сейчас не лучшие времена. Маловато внимания со стороны властей, бюджет маловат...

- Я знаю, что в ваш класс многие хотят попасть. Дети идут с желанием, они чувствуют ваше неравнодушие.

- Стараюсь работать с полной отдачей. Некоторые меня считают слишком требовательным, строгим. Но дети не обижаются. Я не кричу, не давлю, просто не выпускаю их из-под контроля. Они приходят на занятие – и должны выложиться. Если сразу привыкают к такому режиму, то потом все годы обучения работают в полную силу. Сейчас у меня второй класс, и я доволен своей группой. Есть талантливые дети: Лиза Савельева, Иван Антонов, Айяру Яимова. Приятно видеть плоды своего труда, когда приходят дети «на нуле», а через три-четыре года становятся совсем другими людьми.

- Сложно спрашивать о каких-то методах, но все же – как вам удается передать свои навыки?

- Лучше один раз показать, чем много раз объяснять. Чаще всего достаточно одного мазка кисти, чтобы ребенок понял, что он делает не так. Но порой надо дать ребенку свободу, постоянное кураторство тоже вредно. Так вышло, что в этом году в конце учебного года мне пришлось уехать на две недели. По возвращении увидел, что выпускные работы сделаны очень хорошо. Я даже поразился, они запомнили все, чему я их учил.

Как бы потом у них жизнь ни сложилось, но посещение художественной школы – это на всю жизнь. Мы с детьми на занятиях много беседуем просто на отвлеченные темы, вплоть до философских. Это очень важно для них. О художниках, писателях, которых не проходят в школе, о жизни. Общение людей разных поколений всегда очень плодотворно. У нас много механической работы в процессе рисования, а эти беседы, я считаю, выполняют даже образовательную функцию.

 

В поисках истины

- Вторая и главная ваша ипостась – художественное творчество. Рисуете в основном людей, и не просто портреты. Одна из недавних картин вначале называлась «Обреченная», а потом вы поменяли название – «В поисках истины». Молодая красивая женщина в кабинете врача, видимо, только что прошедшая обследование сидит перед каким-то аппаратом, видимо,  проходит диагностику, рядом – озабоченные лица медиков...

- Наверное, мои картины можно назвать в какой-то мере социальными, отражающими ту эпоху, в которой мы живем. На долю моего поколения выпало многое. Некоторые говорят – и так кругом все плохо, еще твои картины смотреть... Речь шла о работе «Люди ниоткуда». Сценка была нарисована с натуры в нашем городе: стоит мужчина, рядом в луже женщина-бомж моет бутылки. Другие, наоборот, мне руки пожимают – мол, ты отражаешь то, что нас волнует. Когда мне говорят, что надо рисовать красивое, я думаю: «Нет, никогда не буду рисовать «красивенькое». У нас даже с женой иногда ссоры бывают, хотя она сама в том деле, можно сказать, профессор... А по поводу картины «В поисках истины», пришел ко мне как-то мой сосед хирург Вадим Чурута, ныне покойный, к сожалению, и мы с ним разговорились. Он посидел в мастерской и попросил нарисовать его портрет. Но я чисто натурными работами практически не занимаюсь. Говорю ему: «Ты ведь почти Харон, только наоборот – перевозишь людей от смерти обратно к жизни». И стал размышлять над картиной. Сделал несколько вариантов, и получилась вот что: на первом плане он сам, рядом его сотрудники. Все три портрета – врачи отделения нейрохирургии, реальные люди. По лицам видно, что у женщины случай сложный, диагноз тяжелый. «Смерть не хочет щадить красоту» – таков лейтмотив картины. А второе название дал сам мой герой, Вадим. И получается, есть еще надежда. 

- Это не единственная ваша работа «на медицинские темы».

- Да. Есть картина, где две женщины в больнице сидят на кровати и играют в карты, а рядом капельница. Она называется «Что наша жизнь? Игра...».  Еще есть «Медсестры».

- Вы относитесь к редкой в Горном Алтае категории жанровых художников, в основном у нас художники-пейзажисты. Мы сейчас беседуем в вашей мастерской, и просто поразительно, как густо населены ваши картины, какая от них исходит энергия!

- Человек неотделим от своего времени. По произведениям искусства наши потомки смогут понять, какая же была жизнь у их предков... Вы, наверное, согласитесь, что этот жанр живописи – самый трудный. Например, картину «Династия мараловодов Поповых» я писал очень долго, четыре раза переписывал. Каждого рисовал с натуры, делал множество эскизов...  А вот, видите, большое полотно? Оно еще не закончено, называется «Пир Валтасара». Помните библейский сюжет, когда у правителя Вавилона во время празднества на стене появляется надпись «Мене, текел, упарсин»? Толкователь объяснил ее смысл: «Ваше царствие взвешено на весах и признано легким». В ту же ночь Валтасар погиб и царство его пало.  Картина состоит как бы из трех слоев. Вверху – соцреализм, Ленин, его государство, которое оказалось недолговечным, «резиновым». Внизу – наш горно-алтайский сюжет с резиновым городом на центральной площади. А ниже – мы с вами, люди держат в руках надувные шарики. Ленинское государство оказалось трюком, нам достались только шарики, остальное разворовали... Вверху эта надпись на арамейском языке воспроизведена современным «электронным» шрифтом.

- Это некое иносказание...

- Все картины в какой-то мере иносказание. А это – серия картин о Маргарите по булгаковскому сюжету. Рабочее название – «Бал у Сатаны». Я как раз над ней работаю. Это целое эпическое полотно. Здесь множество фигур, сложная композиция... А вот эта картина называется «Апокалипсис». Земля начала трескаться и обнажились слоны, на которых она стоит.

- Но ведь это подземные коммуникации!

- Да, у нас же сейчас и земли-то нет нормальной, все просверлено, раскопано. А выше висит Вавилонская башня, Колизей, распятый Христос... Вот и все, что оставило человечество после своей деятельности. Эта картина написана давно, в 1999 году.

«Песни о родине» – более поздняя картина. Здесь рынок «Весна», ряды киосков, мужчина играет на баяне и собирает деньги в шапку. Все узнаваемо, это реальная картинка нашего города. Правда, рынка этого уже нет. А вот «Родительский день». Видите, надпись на памятнике: «Погиб при исполнении служебного долга». Эта могилка настоящая, я рисовал ее с натуры. Вот поэтому и говорят, что я грустный художник...

- Я бы так не сказала. Они не угнетают, не оставляют тяжелого чувства, а наоборот, вызывают ощущение жизни, чувство какой-то светлой волны. В них  есть жизнеутверждающее начало. Да, это наша жизнь, порой тяжелая, но светлая составляющая все равно присутствует. И в больничной палате люди живут, общаются, играют в карты. Жизнь продолжается...

- Я рад, что вы это чувствуете.

- Вячеслав Николаевич, вы многое делаете для нашего города. Много лет занимались оформлением новогоднего снежного городка, делали фигуры изо льда и снега. А недавно приняли участие в конкурсе проектов реконструкции центрального фонтана.

- Да, в октябре прошлого года был объявлен конкурс на лучший архитектурно-художественный проект, в котором приняли участие архитекторы Валерий Кергилов, Михаил Бабаев и я. Принят был проект Кергилова, но возник вопрос о художественной части, к которой относятся украшения чаши фонтана и две скульптурные композиции с двух сторон от комплекса. Сейчас занимаюсь разработкой эскизов для оформления чаши. А вообще я являюсь членом городского градостроительного совета и принимаю участие в обсуждении всех проектов архитектурных сооружений.

- Наша газета благодарит вас за интервью и желает доброго здоровья и новых творческих идей.

- Спасибо.

…Когда картины Вячеслава Костина собраны вместе, это оказывает поразительное воздействие и возникает закономерный вопрос: почему уже давно нет персональных выставок этого художника? Теперь, когда появились помещения в Национальном музее и Национальном театре, можно высказать такое пожелание в адрес республиканского Союза художников. И дело не только в солидном юбилее, который отмечает известный педагог и живописец в этом году. Главное, что у него редкий дар – показать нам нас самих и нашу жизнь вроде бы без прикрас, но так, что во всем сущем видна искра Божья. 

 

Мэр города Облогин Виктор Александрович

Антитеррор

Расписание автобусов на остановках города

Телефоны «горячей линии»

Неформальная занятость

Вести Горно-Алтайск

Видео

Культура

Спорт

Интернет-приемная

Закупки

Аукционы




Антикоррупционная экспертиза

Порядок и время приема граждан

Муниципальные правовые акты

Публичные слушания

Архив новостей

<< < Июнь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Контакты

Администрация города Горно-Алтайска.
649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск,
пр. Коммунистический, 18
E-mail: office@admin.gorny.ru

Телефонный справочник Администрации города Горно-Алтайска

Старый сайт

Телефоны горячей линии

Для оперативного информирования Администрации
г. Горно-Алтайска о фактах нарушений в сфере охраны окружающей среды на территории города просим Вас обращаться:
2-24-35 – круглосуточный дежурный телефон «Горячей линии»;
2-94-03 – телефон Отдела по охране окружающей среды администрации г.Горно-Алтайска;
Противодействие коррупции