В августе 2014 года отмечается 75-летие со дня победы советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол. Продолжение. Начало в №13.

Первый воздушный бой на Халхин-Голе произошёл 22 мая 1939 года над горой Хамар-Даба, когда пятерка советских истребителей столкнулась с пятеркой японских самолетов. Стороны потеряли по одному самолету. Советское руководство посчитало нашу авиационную группировку в Монголии недостаточной, и уже в день первого боя, 22 мая, на полевые аэродромы в районе Баян-Туменя перебрасывается из Забайкальского  военного округа 22-й истребительный полк в составе 63 истребителей И-15бис и И-16 . Через несколько дней в Монголию отправляется  бомбардировочный полк в составе 59 бомбардировщиков СБ, а 29 мая из Москвы спецрейсом в Монголию вылетели три пассажирских самолета. На их борту находилось 48 опытнейших советских летчиков, прошедших боевую школу в небе Испании и Китая, среди них – 22 Героя Советского Союза. Возглавлял группу асов заместитель командующего Военно-воздушными Силами РККА комкор Яков Смушкевич. Другая группа пилотов, в которой также находились опытные бойцы, летавшие в Испании и Китае, была отправлена поездом. В Чите летчики получали и «облетывали» самолеты, а затем перелетали к линии фронта.

В двадцатых числах июня в небе над Халхин-Голом начались упорные бои, в которых с каждой стороны участвовали уже по нескольку десятков самолетов. 22 июня 1939 года 105 советских истребителей столкнулись со 120 японскими. Противнику пришлось удалиться в Маньчжоу-Го, потеряв 31 машину. Ожесточенные воздушные бои произошли 24 и 26 июня. Соотношение сил было равным – примерно по 50–60 самолетов с каждой стороны. Итогом этих воздушных боев стала утрата японцами 25 истребителей, от которых остались только обломки на монгольской земле.

Тогда японцы решили покончить с советской авиацией одним ударом по нашим аэродромам Тамцак-Булак, Байн-Тумен и Байн-Вурду-Нур. Удар по местам базирования советской авиации оказался хорошо продуманным.

Налет на наземные позиции советской авиации оказался последним успехом японских воздушных сил в небе Монголии. Когда 28 июня 15 вражеских бомбардировщиков решили под прикрытием истребителей повторить налет на советские аэродромы со стороны озера Буир-Нур, они получили отпор. Вовремя поднявшаяся в воздух советская авиация не позволила японцам приблизиться к своим аэродромам, хотя и у противника многие пилоты за время войны в Китае получили право называться асами. Всего в воздушных боях 22-28 июня японские авиационные силы потеряли 90 самолетов. Потери советской авиации оказались гораздо меньшими – 38 машин. Японской авиации пришлось очистить монгольское небо. 

Ожесточенные сражения шли и на земле. Японцы, наступая силами двух пехотных и двух танковых полков (130 танков) против полутора тысяч красноармейцев и двух монгольских кавалерийских дивизий численностью в 3,5 тысячи сабель, первоначально добились успеха. Однако энергичные действия комкора Георгия Жукова, незадолго до этого назначенного командующим советско-монгольскими силами, сорвали планы противника. Жуков нанёс контрудар силами 11-й танковой бригады. Тяжелый бой продолжался днем и ночью. К 3 часам утра 5 июля сопротивление противника было наконец сломлено. Не выдержав натиска советских танков, японцы в беспорядке отступили на восточный берег реки Халхин-Гол.

Ещё два раза, 8-11 и 24-25 июля, японские войска вновь атаковали позиции советско-монгольских войск, но успеха не добились. Однако японское командование приступило к подготовке нового наступления. 10 августа сосредоточенные на захваченной части территории МНР японо-маньчжурские войска были сведены в 6-ю армию под командованием генерала Огису Риппо, состоящую из двух пехотных дивизий, пехотной  бригады, двух танковых полков, четырех отдельных батальонов, трех кавалерийских полков. Группировка насчитывала до 75 тысяч человек, 500 орудий, 182 танка, свыше 300 самолётов.