город Горно-Алтайск

Официальный портал
муниципального образования
«Город Горно-Алтайск»

Горно-Алтайск

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона от 17.12.2001 выплата пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Применяемые технологии в целях обеспечения выплаты пенсий населению позволяют получить начисленные суммы пенсии ежемесячно, в сроки, определенные Законом от 17.12.2001.
В соответствии с абз. 1 п. 7 выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.
В практическом плане это означает, что по общему правилу при смене места жительства пенсионер должен поставить на учет выплатное (пенсионное) дело, выполнив следующие обязательные действия:
- сняться с регистрационного учета по прежнему месту жительства;
- встать на регистрационный учет в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации по новому месту жительства или месту пребывания;
- обратиться с заявлением о запросе пенсионного дела к новому месту жительства, предъявив соответствующие документы о регистрации в установленном порядке.
Для граждан Российской Федерации смена места жительства может быть осуществлена и без оформления регистрации по месту жительства или месту пребывания.
В том случае, если пенсионер по каким-то причинам сохраняет регистрацию по месту жительства по одному адресу, а фактически проживает по другому, то по его желанию пенсионное дело может быть поставлено на учет по месту фактического проживания пенсионера.
При обращении гражданина Российской Федерации за пенсией по месту фактического проживания на территории Российской Федерации его пенсионное дело может быть принято на учет для продолжения выплаты пенсии по новому месту фактического проживания пенсионера.
Правовая возможность выплаты пенсии лицам, не вставшим на регистрационный учет в органах МВД России, предполагает организацию и ведение централизованного учета получателей пенсий по месту фактического проживания и системы контроля за правильным и рациональным использованием пенсионных средств со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации.
Ведение этой базы имеет правовое значение в пенсионном процессе и является элементом контроля за выплатой пенсий со стороны территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Такая база могла бы содержаться в актуальном состоянии за счет оперативного поступления соответствующей информации из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по месту фактического проживания пенсионера. Соответственно, регламентированный доступ к ней могли бы иметь все территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В настоящее время, исходя из технологических возможностей, актуальным является ведение региональной базы данных о получателях пенсии по месту фактического проживания.
Принципиально важно, на каком этапе осуществляется контроль за выплатой пенсии по месту фактического проживания - до или после начала выплаты пенсии.
С точки зрения последовательности действий территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации предпочтительнее последующий контроль (после начала выплаты пенсии), который заключается в следующем.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту фактического проживания пенсионера извещает все территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом таком случае.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, получивший информацию о выплате пенсии гражданину в другом районе, проводит проверку имеющейся региональной базы данных о получателях пенсии по месту фактического проживания. При необходимости о результатах проверки сообщается заинтересованному территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации для совершения предусмотренных законодательством дальнейших действий по данному делу.
Контроль за выплатой пенсии переносится на предварительную стадию и осуществляется до начала выплаты пенсии.
Вначале территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в который поступило соответствующее заявление гражданина о выплате пенсии по месту фактического проживания, оформляет соответствующий запрос в адрес всех территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и ждет ответа на него.
По поступившему запросу территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации производят проверку региональной базы данных и направляют обратную информацию о результатах проверки.
После поступления ответа из всех регионов принимается решение о продлении выплаты пенсии по новому месту фактического проживания, что оформляется соответствующим распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В результате при предварительном контроле принятие решения по заявлению пенсионера (а значит и выплата пенсии по месту фактического проживания пенсионера) задерживается до поступления сведений из всех регионов Российской Федерации о том, что обратившемуся гражданину пенсия в другом районе не выплачивается.
Очевидно, что такой путь не направлен на соблюдение интересов гражданина, обратившегося за выплатой пенсии, по следующим причинам.
Во-первых, он приводит к нарушению положений закона о ежемесячном характере пенсионных платежей. По объективным причинам обмен информацией между пенсионными органами по схеме "запрос - ответ" выходит за пределы текущего месяца.
Во-вторых, в данной схеме документооборота не гарантируется полнота обратной информации. В период прохождения "ответа" не исключена возможность пополнения региональной базы данных новыми пенсионными делами.
В-третьих, не учитывается, что нормы законов предполагают правомерное поведение граждан.
В исключительных случаях - случаях злоупотребления со стороны пенсионера и незаконной выплаты пенсии - согласно законодательству наступает ответственность виновного лица (статьи 23, 25 и 26 Закона от 17.12.2001).
Кроме того, не учитывается, что при обращении за продолжением выплаты пенсии по месту фактического проживания пенсионер подает заявление на бланке установленной формы, в котором сообщаются необходимые, юридически значимые для выплаты пенсии сведения, в том числе о получении пенсии. Представление недостоверных сведений также влечет за собой определенные правовые последствия.
Принимая во внимание, что пенсионный процесс должен обеспечивать защиту интересов граждан, вряд ли стоит идти по пути предварительного контроля за выплатой пенсий. Выявление факта нарушения пенсионного законодательства возможно и при последующем контроле. Однако в последнем случае исключается задержка в выплате пенсий населению.
Во всех указанных случаях выплатное (пенсионное) дело пересылается в порядке, предусмотренном в п. 18 Правил (см. коммент. к п. 18 Правил от 16.02.2004).
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов выплаты сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся не полученными в связи с его смертью, необходимо остановиться на некоторых аспектах начисления сумм пенсии за прошедшее время при жизни пенсионера, поскольку это имеет значение при начислении и расчете сумм пенсии, выплачиваемых членам семьи пенсионера, обратившимся за ними после его смерти.
По общеустановленному правилу выплата начисленных сумм пенсии, включая организацию их доставки, производится за текущий месяц (см. коммент. к п. 6 Правил от 16.02.2004).
Исходя из этого правила, применяемые территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации технологии по организации выплаты и доставки пенсии позволяют пенсионеру получать указанные суммы ежемесячно.
В то же время в п. 2 ст. 23 Закона от 17.12.2001 предусмотрены правила, по которым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации может быть выплачена сумма пенсии в том случае, если пенсионер не смог получить ее своевременно. В составе неполученных пенсионером сумм пенсии могут быть:
во-первых, суммы пенсии, которые были начислены пенсионеру территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и не востребованы самим пенсионером своевременно по каким-либо личным причинам;
во-вторых, суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно по вине территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом не имеет значения, по какой причине и на каком этапе территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации была допущена ошибка. Имеются в виду возможные ошибки при организации и ведении индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, включая получение недостающих сведений индивидуального (персонифицированного) учета от работодателя либо от государственного (муниципального) органа после принятия мер со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации, либо при установлении пенсии, ее начислении, формировании доставочного документа и т.д.
В зависимости от причин, по которым не получена пенсия, определяется период прошедшего времени, за который выплачиваются не полученные пенсионером суммы пенсии:
три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной суммы пенсии (в первом случае);
без ограничения сроком (во втором случае).
В состав начисленных сумм пенсии за прошедшее время включаются суммы пенсии, причитающиеся пенсионеру за период, в течение которого пенсия не была получена пенсионером своевременно, а также за период, в течение которого выплата пенсии была приостановлена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как правило, обращение пенсионера за невостребованными суммами пенсии имеет место после вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения о прекращении выплаты пенсии.
Начисление сумм пенсии за прошедшее время, в случае если они не были востребованы пенсионером своевременно, производится с учетом сроков, определенных в п. 2 ст. 23 Закона от 17.12.2001.
Пенсионеру в текущем месяце могут причитаться суммы пенсии, начисленные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации до оформления прекращения выплаты пенсии, а также суммы пенсии, начисленные впоследствии при обращении пенсионера за ними за весь период их неполучения, в том числе после вынесения решения о прекращении выплаты пенсии. При этом в том случае, если по пенсионному делу территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято распоряжение (решение) о приостановлении или прекращении выплаты пенсии в соответствии со статьями 21, 22 Закона от 17.12.2001, то оно подлежит отмене, поскольку право на пенсию в этот период утрачено не было.
Срок обращения за суммами пенсии, не востребованной пенсионером своевременно, связан с моментом обращения, т.е. днем обращения (конкретная календарная дата) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом расчет сумм пенсии за прошедшее время (но не более чем за три года в соответствующих случаях) производится с учетом полных месяцев. Согласно п. 9 Правил от 16.02.2004 начисление суммы пенсии, причитавшейся пенсионеру за текущий месяц и за прошедшее время, производится в лицевом счете пенсионера на основании документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм, в том числе на основании отчетных данных организаций, осуществляющих доставку пенсии, о произведенной доставке пенсии.

Выплата пенсии по доверенности

1. Исходя из общего понятия доверенности, предусмотренного ст. 185 Гражданского кодекса, доверенность на получение пенсии представляет собой документ, оформленный в письменном виде, выдаваемый пенсионером (доверителем) другому лицу (доверенному лицу) для получения пенсии в организации, осуществляющей доставку пенсии, - организации федеральной почтовой связи, территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, кредитной организации или иной организации.
Доверенность на получение пенсии оформляется в соответствии с общими требованиями законодательства Российской Федерации к доверенности, т.е. документу, удостоверяющему перед третьим лицом наличие полномочия, его содержание, а также срок действия доверенности.
Во всех случаях основанием деятельности представителя пенсионера является его полномочие совершать от имени представляемого определенные действия, перечень которых приведен в доверенности, и тем самым создавать для него определенные правовые последствия.
Доверенность, дающая право доверенному лицу пенсионера получать за него пенсию, должна в обязательном порядке содержать место и дату выдачи, необходимые сведения о доверенном лице и доверителе (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес проживания), перечисление полномочий, которыми доверитель наделяет доверенное лицо, подпись доверителя.
В том случае, если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе доверенность может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно (ст. 160 Гражданского кодекса).
При совершении доверенностей на получение пенсии подпись того, кто подписывает сделку, может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении (п. 3 ст. 160, п. 4 ст. 185 Гражданского кодекса).
В доверенности на получение пенсии могут быть перечислены следующие конкретные действия, совершение которых доверитель поручает своему представителю: получать причитающуюся ему пенсию в конкретной организации, осуществляющей доставку пенсии, расписываться и совершать все иные действия, связанные с выполнением данного поручения. Таким образом, доверенность на получение пенсии может включать выполнение доверенным лицом практически только одного действия - получать пенсию в кассе организации, осуществляющей доставку пенсии, (или на дому) и расписываться за доверителя.
Указанная доверенность может быть составлена пенсионером в произвольной форме или по образцу, используемому на практике при доставке пенсии через организацию федеральной почтовой связи
Доверенность на получение пенсии должна быть надлежащим образом удостоверена. Удостоверяться указанная доверенность может нотариусом или теми уполномоченными организациями и лицами, которые предусмотрены в статье 185 Гражданского кодекса. К примеру, доверенность на получение пенсии может удостоверить организация, в которой пенсионер работает или учится, либо жилищно-эксплуатационная организация по месту жительства пенсионера или администрация стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
Доверенность, удостоверенная нотариусом, должна быть заверена гербовой печатью, т.е. печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. Данное требование содержится в ст. 11 Основ о нотариате. К другим доверенностям такие требования не предъявляются. Они могут удостоверяться печатью организации (предприятия) с указанием ее (его) наименования.
Как и любая другая доверенность, доверенность на получение пенсии является срочной сделкой и поэтому действительна в течение определенного срока, исчисляемого с даты ее свершения (на эту дату территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен обращать особое внимание). Отсутствие даты совершения доверенности делает ее недействительной (ничтожная доверенность).
По общему правилу срок действия доверенности на получение пенсии не может превышать трех лет (ст. 186 Гражданского кодекса). Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Обращается внимание, что законодатель приводит исчерпывающий перечень обстоятельств, влекущих прекращение действия доверенности (в данном случае для физических лиц), о чем своевременно должен быть извещен территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Действие доверенности, дающей право на получение пенсии, прекращается вследствие:
истечения срока доверенности;
• отмены доверенности пенсионером, выдавшим ее;
• отказа лица, которому выдана доверенность;
• смерти пенсионера, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
• смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
После первой доставки доверенность (или заверенная копия генеральной доверенности) хранится в организации федеральной почтовой связи в обеспеченном порядке. 

Приостановление выплаты пенсии

Выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:
- при неполучении пенсионером пенсии в течение шести месяцев подряд;
- при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Приостановление выплаты пенсии по указанным основаниям считается обязательным и производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в силу закона в порядке процессуального контроля за организацией выплаты пенсии. При этом обращается внимание, что приостановление выплаты пенсии возможно до истечения указанных шести месяцев, если в отчетных данных организации, осуществляющей доставку пенсии, причина неоплаты пенсии указана - "умер" .
Приостановление выплаты пенсии допускается исходя из предположения, что право на пенсию может быть утрачено, поскольку заявитель не обращается за получением пенсии либо выписка из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, необходимая для продления срока выплаты пенсии, заблаговременно не поступила в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Пенсия считается полученной, если она ежемесячно передается пенсионеру организацией, осуществляющей доставку пенсии, одним из имеющихся способов .
путем вручения пенсии на дому;
путем вручения пенсии в кассе организации, осуществляющей доставку пенсии;
путем зачисления пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.
В этой связи длительное неполучение пенсии со стороны пенсионера возможно в том случае, если заявителю доставляется пенсия одним из двух первых вышеназванных способов, т.е. через организацию федеральной почтовой связи или иную организацию, деятельность которой осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных для доставки пенсии почтовым отделением.
В случае использования банковских технологий суммы пенсии, зачисленные на счет пенсионера, открытый им в кредитной организации, считаются полученными. Отношения между кредитной организацией и пенсионерами, являющимися клиентами этой организации, связанные с проведением операций по счету пенсионера, осуществляются согласно законодательству Российской Федерации в соответствии с договором между пенсионером и кредитной организацией. В этой связи поступающие в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о том, что гражданин не обращается в банк за получением пенсии в течение шести месяцев подряд, не являются основанием для приостановления выплаты пенсии (см. коммент. к п. 23 Правил от 16.02.2004).
В том случае, если вручение пенсии производится пенсионеру на дому или в кассе организации, осуществляющей доставку пенсии, длительное ее неполучение пенсионером подтверждается отчетными документами этой организации, содержащими отметку о неоплате пенсии в течение шести месяцев подряд.
Приостановление выплаты пенсии вследствие ее неполучения пенсионером в течение шести месяцев подряд применяются ко всем видам трудовых пенсий и с учетом ст. 24 Закона от 15.12.2001 ко всем видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
3. Приостановление выплаты пенсии вследствие неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы производится по истечении срока действия выписки из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы в связи с тем, что очередная выписка не поступила своевременно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку инвалид не прошел освидетельствование до окончания срока, на который установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.
При этом законодатель устанавливает срок, в течение которого территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации ожидает поступления требуемого документа
Период ожидания должен сопровождаться выяснением причин, по которым выписка из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы не поступила в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Это означает, что выплата пенсии при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование не может быть прекращена автоматически по простой причине - истечение трехмесячного срока.
При неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральный орган медико-социальной экспертизы выплата пенсии приостанавливается на три месяца начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, до которого установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.
Дата очередного освидетельствования устанавливается гражданину с целью упорядочения деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, планомерного освидетельствования граждан и не влияет на срок, с которого приостанавливается выплата пенсии.
Правила приостановления выплаты пенсии вследствие неявки гражданина в назначенный срок на переосвидетельствование распространяются на все виды пенсий, которые назначены инвалидам в соответствии с Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, в том числе на трудовую пенсию по инвалидности (ст. 8 Закона от 17.12.2001), трудовую пенсию по случаю потери кормильца, назначенную нетрудоспособным лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности (подп. 1, 3, 4 п. 2 ст. 9 Закона от 17.12.2001), пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 15.12.2001, пенсию по случаю потери кормильца, назначенную инвалидам, указанным в подп. 1, 3, 5 п. 3 ст. 8 Закона от 15.12.2001, в подп. 11 ст. 10 Закона от 15.12.2001 с учетом п. 3 части первой ст. 29 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, на социальную пенсию (ст. 11 Закона от 15.12.2001).
4. Приостановление выплаты пенсии производится безотлагательно и означает временную остановку выплаты пенсии, т.е. остановку перечисления денежных сумм на счет организации, осуществляющей доставку пенсии. Приостановление выплаты пенсии должно быть осуществлено с таким расчетом, чтобы своевременно с учетом сроков, указанных в п. 1 ст. 21 Закона от 17.12.2001, снять с оплаты доставочный документ.

Возобновление выплаты пенсии

Возобновление выплаты пенсии осуществляется при устранении обстоятельств, послуживших основанием для ее приостановления, т.е. при устранении обстоятельств, связанных с неполучением пенсионером пенсии в течение шести месяцев подряд либо неявкой инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы.
При этом пенсионеру выплачиваются суммы пенсии за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена, но не более чем за три года (п. 2 ст. 23 Закона от 17.12.2001), при наличии права на пенсию за указанное время.
В том случае, если пенсия была приостановлена вследствие ее неполучения в течение шести месяцев подряд, возобновление выплаты пенсии осуществляется по заявлению пенсионера. Документов, объясняющих причину длительного неполучения пенсионером пенсии, в этом случае не требуется.
Заявление о возобновлении выплаты пенсии подается и рассматривается в общеустановленном порядке.
В то же время к заявлению о возобновлении выплаты пенсии должны быть приложены документы, необходимые для организации выплаты и доставки пенсии, поскольку правоустанавливающие документы находятся в пенсионном деле.
Возобновление выплаты пенсии, приостановленной вследствие неполучения пенсионером пенсии в течение шести месяцев подряд, осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было получено соответствующее заявление о возобновлении выплаты пенсии.
2. Возобновление выплаты пенсии, приостановленной в связи с неявкой инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, осуществляется по инициативе территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на основании выписки из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, подтверждающей инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности 1, 2 или 3 группы, поступившей в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном порядке.
При этом имеется в виду, что с поступлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации названной выписки обстоятельство, повлекшее приостановление выплаты пенсии, устранено.
По общему правилу в случае приостановления выплаты пенсии из-за неявки инвалида на очередное переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы выплата пенсии возобновляется со дня, с которого это лицо признается инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности.
Днем признания лица инвалидом вновь считается дата установления инвалидности (группы ограничения способности к трудовой деятельности), которая соответствует дате начала проведения медико-социальной экспертизы.
Признание лица инвалидом, установление периода инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, причины и времени наступления инвалидности определяется Положением о признании лица инвалидом.
В том случае, если срок переосвидетельствования пропущен по уважительной причине и инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности 1, 2 и 3 группы установлена федеральным учреждением медико-социальной экспертизы за прошлое время, возобновление выплаты пенсии производится по правилам, изложенным в п. 5 ст. 21 Закона от 17.12.2001.
Согласно этим правилам в случае пропуска лицом переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III, II и I степени за прошлое время выплата пенсии возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты пенсии. Если при переосвидетельствовании установлена другая степень ограничения способности к трудовой деятельности (выше или ниже), то выплата этой пенсии возобновляется за прошлое время по прежней степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Таким образом, в целях пенсионного обеспечения инвалидов федеральное учреждение медико-социальной экспертизы определяет причину пропуска лицом срока переосвидетельствования и принимает решение об установлении или неустановлении инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности за прошлое время, о чем производятся соответствующие записи в выписке из акта освидетельствования по установленной форме.
В случае пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине и установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности за прошлое время возобновление выплаты пенсии осуществляется со дня, с которого лицо вновь признано инвалидом. При этом возобновление выплаты пенсии производится в соответствии с п. 5 ст. 21 Закона от 17.12.2001 независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты пенсии.
Правила возобновления выплаты пенсии вследствие неявки лица в назначенный срок на переосвидетельствование в равной степени распространяются на все виды трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые могут назначаться инвалидам в соответствии с Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001. Это относится к трудовой пенсии по случаю потери кормильца, назначенной нетрудоспособному лицу, являющемуся инвалидом с ограничением способности к трудовой деятельности (подп. 1, 3, 4 п. 2 ст. 9 Закона от 17.12.2001), к пенсии по случаю потери кормильца, назначенной инвалидам, указанным в подп. 1, 3, 5 п. 3 ст. 8 Закона от 15.12.2001, а также в подп. 11 ст. 10 Закона от 15.12.2001 с учетом п. 3 части первой ст. 29 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Порядок прекращения выплаты пенсий

1. Порядок прекращения выплаты трудовой пенсии определен в п. 1 ст. 22 Закона от 17.12.2001, который распространяется на пенсии по государственному пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Законом от 15.12.2001.
Указанным порядком предусмотрено, что выплата пенсии прекращается в случаях:
смерти пенсионера, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;
истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Закона от 17.12.2001;
утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечение срока признания лица инвалидом; приобретение трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступление на работу (возобновление иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона от 17.12.2001).
По общему правилу прекращение выплаты пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления пенсионера, в котором в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона от 17.12.2001 предусматривается обязанность пенсионера безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии. Об этой обязанности пенсионер уведомляется при обращении за пенсией, о чем он расписывается в соответствующем заявлении при установлении ему пенсии.
Кроме того, прекращение выплаты пенсии возможно и по инициативе территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на основании документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом не имеет значения, от кого поступили указанные документы: от самого пенсионера или других органов, располагающих информацией в силу своей компетенции (орган записи актов гражданского состояния, образовательное учреждение, орган паспортно-визовой службы и др.), в том числе организации, осуществляющей доставку пенсии.
Следует отметить, что прекращение выплаты пенсии осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в целях контроля за правильным расходованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Осуществление такого контроля предусмотрено Законом об обязательном пенсионном страховании (ст. 13), Законом от 17.12.2001 (ст. ст. 18, 25) и Законом от 15.12.2001 (ст. 24). Кроме того, полномочия территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при выплате пенсии конкретизированы в п. 8 Правил от 16.02.2004.
При этом прекращение выплаты пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации только на основе полного, объективного и всестороннего рассмотрения обстоятельств и документов, послуживших основанием для прекращения выплаты пенсии, и последствий этого прекращения.
2. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации совершает действия по прекращению выплаты пенсии безотлагательно.
Практически это означает, что в отличие от других видов процессуальных действий (назначение пенсии, перерасчет размера пенсии, возобновление выплаты пенсии, восстановление выплаты пенсии) прекращение выплаты пенсии, также как и приостановление, выполняется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации незамедлительно, как только в его распоряжение поступили документы или информация об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии. Какого-либо дополнительно срока для рассмотрения этих документов или соответствующей информации не установлено. Это связано с необходимостью своевременного прекращения ежемесячного перечисления сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии, с целью исключения перерасхода средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенных на выплату пенсии.
3. Прекращение выплаты пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации со сроков, предусмотренных в п. 1 ст. 22 Закона от 17.12.2001, в зависимости от основания прекращения выплаты пенсии.
Выплата пенсии прекращается:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, в течение которого выплата пенсии была приостановлена;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены обстоятельства или документы, опровергающие достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В случае неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации производится приостановление выплаты пенсии, которое осуществляется по истечении срока действия предыдущей выписки из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы (п. 20 Правил от 16.02.2004). Срок ожидания очередной выписки из акта освидетельствования, подтверждающей инвалидность пенсионера с ограничением способности к трудовой деятельности, составляет три месяца (подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона от 17.12.2001).
По истечении указанных трех месяцев осуществляется прекращение выплаты пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок инвалидности (подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона от 17.12.2001).
В практическом плане это означает, что если срок действия указанной выписки истек и у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации имеются достоверные сведения о том, что инвалид не обратился в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с заявлением о признании его инвалидом до истечения трехмесячного срока, установленного подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона от 17.12.2001, либо о том, что при очередном освидетельствовании гражданин признан инвалидом без ограничения способности к трудовой деятельности (или не признан инвалидом), то выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок, на который была установлена инвалидность с ограничением способности к трудовой деятельности согласно предыдущей выписке из акта освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы.
В остальных случаях прекращение выплаты пенсии оформляется распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, которое в соответствующих случаях может быть отложено. При этом распоряжение о прекращении выплаты пенсии может оформляться по-разному, в том числе и путем внесения в лицевой счет пенсионера соответствующей распорядительной записи.
К обязательному прекращению относится прекращение на основании документов, подтверждающих утрату пенсионером права на пенсию, например в случае обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию, оформленных актами ревизий, инвентаризации.
Решение о прекращении выплаты пенсии в связи со смертью пенсионера оформляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании официальных документов, подтверждающих государственную регистрацию смерти пенсионера.
Государственная регистрация смерти гражданина производится согласно Закону об актах гражданского состояния органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации гражданского состояния (актовая книга) и выдачи свидетельства о смерти.
Как правило, сведения о смерти пенсионера поступают в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан, осуществивших захоронение умерших, за получением социального пособия на погребение, либо за получением сумм пенсии, оставшихся не полученными пенсионером в связи со смертью в соответствии со ст. 23 Закона от 17.12.2001, либо в порядке наследования.

Порядок восстановления выплаты пенсии, предусмотренный п. 2 ст. 22 Закона от 17.12.2001.

Указанным порядком предусматривается, что восстановление выплаты пенсии возможно в случае отмены решения суда о признании пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим, а также в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии.
В случае отмены решения суда о признании пенсионера умершим или безвестно отсутствующим восстановление выплаты пенсии производится независимо от срока, прошедшего после ее прекращения. В остальных случаях восстановление выплаты пенсии осуществляется, если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более десяти лет.
Восстановление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера с приложением необходимых документов (в зависимости от вида пенсии и основания восстановления), которые подтверждают право пенсионера на пенсию.
Заявление о восстановлении выплаты пенсии принимается и рассматривается в общеустановленном порядке при условии одновременного представления пенсионером всех необходимых документов. Какого-либо льготного срока для дополнительного представления документов, как это предусмотрено, например, при назначении пенсии, не установлено. Рассмотрение заявления и необходимых документов производится не позднее чем через десять дней после их приема.
Восстановление выплаты пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на бланке установленной формы, которое приобщается к пенсионному делу вместе с представленными заявлением и необходимыми документами.
Как правило, восстановлению выплаты пенсии процессуально предшествует прекращение выплаты пенсии.
При этом по желанию пенсионера пенсия может быть назначена вновь в порядке, определенном для назначения пенсии Правилами обращения за пенсией.
Это означает, что по желанию пенсионера на основании его личного заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации может быть принято либо решение о восстановлении выплаты пенсии, либо о назначении пенсии вновь.
По общему правилу восстановление выплаты пенсии осуществляется в том случае, если пенсионеру не выгодно назначать пенсию вновь с учетом требований к условиям пенсионного обеспечения на момент обращения за пенсией и необходимости представления документов о праве на пенсию поскольку при восстановлении выплаты пенсии право на пенсию не пересматривается и определяется по документам, содержащимся в пенсионном деле пенсионера.
Обращаем внимание, что процессуальные сроки при восстановлении выплаты пенсии регламентированы иначе, чем при назначении пенсии вновь.
Так, согласно подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона от 17.12.2001 в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, восстановление выплаты пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получены заявление и необходимые документы. Назначение пенсии вновь производится с учетом сроков, предусмотренных ст. 19 Закона от 17.12.2001 и ст. 23 Закона от 15.12.2001, и может осуществляться со дня обращения за пенсией, а также с более ранних сроков.
Учитывая, что заявитель зачастую не имеет исчерпывающей информации обо всех возможных вариантах установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан давать ему разъяснения о наиболее оптимальном варианте поведения.

Удержания из пенсии

В соответствии с абз. 1 п. 10 Правил от 16.02.2004 удержания из установленной пенсии производятся на основании документов, определенных ст. 26 Закона от 17.12.2001.
Согласно ст. 26 Закона от 17.12.2001 удержания из трудовой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 Закона от 17.12.2001;
3) решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
1. Исполнительными документами в соответствии со статьей 7 Закона об исполнительном производстве являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
-принимаемых ими судебных актов;
-решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
-решений иностранных судов и арбитражей;
-решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, возлагаются на судебных приставов - исполнителей согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах".
В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:
1) наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
5) резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
6) дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда.
Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, должен быть подписан должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях - лицом, выписавшим исполнительный документ, и заверен печатью органа или лица, его выдавшего.
Исполнительное производство приостанавливается в следующих случаях:
1) обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом;
2) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, до определения его правопреемников, передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства;
2) утраты должником дееспособности до назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу;
3) прохождения взыскателем или должником военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, нахождения в длительной служебной командировке, стационарном лечебном учреждении или розыска должника, его имущества или розыска отобранного у него ребенка - до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения либо завершения розыска должника, его имущества или завершения розыска отобранного у него ребенка;
4) оспаривания исполнительных действий, а также исполнительного документа либо судебного акта или акта другого органа, на основании которого он выдан, - до окончательного рассмотрения вопроса по существу;
5) в иных случаях - до прекращения обстоятельств, послуживших основанием приостановления исполнительного производства.
Исполнительное производство прекращается в следующих случаях:
1) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
2) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;
4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;
5) истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;
6) отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;
7) отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.
По заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя исполнительное производство может быть возобновлено судом, его приостановившим, после устранения обстоятельств, на основании которых исполнительное производство было приостановлено.
Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается судебным приставом-исполнителем взыскателю в следующих случаях:
1) по заявлению взыскателя;
2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
3) если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества);
4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;
5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа;
6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.
Исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ.
Взысканные по алиментным платежам суммы могут быть направлены взыскателю через организацию федеральной почтовой связи почтовым переводом или на основании письменного заявления взыскателя перечислены на счет взыскателя, открытый в кредитной организации, или доставлены на дом.
По достижении ребенком совершеннолетия и при отсутствии задолженности по алиментам исполнительный лист возвращается судебному приставу-исполнителю. При наличии задолженности исполнительный лист остается в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации до ее погашения.
По требованию лиц, с которых производились удержания алиментов из пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан выдать справку об удержанных суммах.
Нормы ст. 26 Закона от 17.12.2001 и ст. 66 Закона об исполнительном производстве ограничивают размер возможного удержания из пенсии.
На основании исполнительного документа может быть удержано не более 50 процентов пенсии, а при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением, размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач, в том числе пенсии, не может превышать 70 процентов.
Удержания на основании решений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации производятся в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.
Расходы по совершению исполнительных действий, в том числе перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм, осуществляются за счет пенсионера-должника.
В этой связи кроме взыскиваемых сумм из пенсии гражданина должны быть удержаны расходы по совершению исполнительных действий.
При удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач по нескольким исполнительным документам за гражданином должно быть сохранено 50 процентов заработка. Указанное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением, в этих случаях размер удержаний не может превышать 70 процентов.
Расходы по пересылке денежных средств, относящиеся к расходам по исполнению, включаются в указанные выше 50 и 70 процентов, поскольку размер удержаний не может их превышать.
Исполнительный документ возвращается судебному приставу-исполнителю в случае прекращения выплаты пенсии должнику-пенсионеру.
Приостановление выплаты пенсии не является основанием для возврата исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.
Вместе с тем, учитывая, что удержания по исполнительным документам в период приостановления выплаты пенсии не производятся, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан в письменной форме уведомить о данном факте судебного пристава-исполнителя и взыскателя.
В случае переезда пенсионера-должника в пределах территории Российской Федерации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возвращает судебному приставу-исполнителю исполнительный документ, на основании которого производятся удержания из пенсии.
На исполнительном документе производится отметка о всех удержаниях, о сумме оставшейся задолженности. Исполнительный документ заверяется печатью территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, на нем также указываются сведения о новом месте жительства пенсионера, если они известны.
Вместе с тем по согласованию с судебным приставом-исполнителем исполнительный документ, оформленный аналогичным образом, может быть направлен вместе с выплатным (пенсионным) делом по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства (пребывания) пенсионера.
О направлении исполнительного документа и о новом месте жительства пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по прежнему месту жительства пенсионера обязан в письменной форме уведомить судебного пристава-исполнителя и взыскателя.
При переезде пенсионера, за которым числится задолженность по возмещению излишне полученных им сумм пенсии на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в другой регион Российской Федерации, при пересылке его выплатного (пенсионного) дела по новому месту жительства (см. коммент. к пункту 18 Правил) в пенсионном деле, наряду с отметкой о снятии с учета и выплате пенсии, делается запись о сумме оставшейся задолженности, подлежащей удержанию с пенсионера на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании этих данных территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера продолжает в установленном порядке удержание из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм.

1111

Мэр города Облогин Виктор Александрович

Антитеррор

Расписание автобусов на остановках города

Телефоны «горячей линии»

Неформальная занятость

Вести Горно-Алтайск

Видео

Культура

Спорт

Интернет-приемная

Закупки

Аукционы




Антикоррупционная экспертиза

Порядок и время приема граждан

Муниципальные правовые акты

Публичные слушания

Архив новостей

<< < Декабрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Контакты

Администрация города Горно-Алтайска.
649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск,
пр. Коммунистический, 18
E-mail: office@admin.gorny.ru

Телефонный справочник Администрации города Горно-Алтайска

Старый сайт

Телефоны горячей линии

Для оперативного информирования Администрации
г. Горно-Алтайска о фактах нарушений в сфере охраны окружающей среды на территории города просим Вас обращаться:
2-24-35 – круглосуточный дежурный телефон «Горячей линии»;
2-94-03 – телефон Отдела по охране окружающей среды администрации г.Горно-Алтайска;
Противодействие коррупции